Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

Дефекты запорной арматуры

Ваш голос учтен
4.3
Дефекты запорной арматуры
Время прочтения: 5 минут

Дефекты запорной арматуры — серьезная угроза для надежности и безопасности эксплуатации трубопроводных систем. Они могут возникать по различным причинам: износ, воздействие коррозии, неправильная установка или эксплуатация. Выявление и устранение таких дефектов требует правильной диагностики с использованием гидравлических и пневматических испытаний, а таке регулярного технического обслуживания. 

В статье рассмотрим типы и причины дефектов, а также решения, которые позволят минимизировать риски и предотвратить аварийные ситуации.

Как проверить арматуру на неисправности

Какие виды неисправности задвижек бывают

Запорная арматура может иметь несколько основных видов неисправностей, которые впоследствии могут привести к отказу всей системы и необходимости замены ее отдельных узлов:

  • Производственный брак. Неисправные детали, пропущенные отделом технического контроля (ОТК) на производстве;
  • Ошибки в проектировке и конструкции трубопровода. Нарушение рекомендаций ГОСТ 63672-2009 при проектировании, что приводит к повышенному износу и снижению безопасности в период эксплуатации;
  • Некорректная эксплуатация. Превышение рабочих параметров трубопроводной сети, указанных в технической документации, а также использование задвижек в рабочих средах, не предназначенных для этого;
  • Износ. Естественное ухудшение свойств деталей в процессе эксплуатации и повреждения, вызванные коррозией или механическими воздействиями.

Методы диагностики неисправностей

Проверка запорной арматуры на повреждения и неисправности осуществляется в несколько последовательных этапов:

  1. Визуальный осмотр. Осуществляется для выявления явных дефектов, таких как коррозия, трещины или механические повреждения. Проводится как до, так и после монтажа в трубопроводную сеть, а также в процессе профилактических проверок.
  2. Функциональные испытания. Проверка работоспособности механизмов арматуры в различных режимах работы. Также оценивается плавность хода, герметичности и прочности соединений.
  3. Испытания на герметичность. Проводятся с целью выявления утечек под повышенным давлением в системе. Для реализации используются компрессоры и специальные датчики, позволяющие оценить герметичность уплотнений и соединений. 
  4. Анализ состояния материалов. Исследование материалов на предмет износа, коррозии или повреждений. А также применение методов неразрушающего контроля, таких как ультразвуковая или рентгеновская диагностика.

Виды отказов

Принято считать, что отказ запорной арматуры — это неисправности комплектующих запорно-регулирующих устройств,которые приводят к частичной или полной потере функциональных свойств магистральной сети. В зависимости от степени проблемы, методов диагностики и ремонта, выделяют частичный и полный отказ.

Полный отказ

Состояние запорной арматуры при котором появляются утечки рабочей среды, которые не подлежат устранению при помощи регулировки, а последующая эксплуатация системы становится нецелесообразной или невозможной.

Частичный отказ

Состояние, которое не влечет за собой полный сбой функциональных свойств трубопровода. Характеризуется просачиванием потока рабочей среды сквозь запорное устройство, когда оно установлено в положении “полностью закрыто”, но при этом подлежит восстановлению. 

Распространенные отказы в конструкциях и способы их устранения в трубопроводной арматуре

Пропуск среды при закрытом запорном органе арматуры

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Износ уплотнительных поверхностей корпуса, появление трещин, вмятин или повреждение запорного органа (диск, клин, тарелка) Выполнить разборку, очистку, промывку и дефектацию. Отшлифовать и притереть мелкие механические повреждения. Исправить крупные дефекты (отслоения, трещины, глубокие задиры) наплавкой нового уплотнительного слоя с последующей притиркой. Заменить уплотнительные кольца и притереть их
Недостаточное усилие на маховик Увеличить усилие на маховик до расчетного значения
Электропривод запорного органа не развивает нужный крутящий момент Проверить и настроить муфту, отвечающую за крутящий момент. Убедиться в работоспособности электродвигателя

Пропуск среды через сальник

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Сальник набит недостаточно плотно Ослабить болты, добавить набивку, затем равномерно подтянуть болты
Износ сальника Удалить старую набивку и установить новую
Коррозионный износ поверхности шпинделя Выполнить шлифовку цилиндрической поверхности, затем азотирование и повторную шлифовку

Течь или потение корпусных деталей

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Дефекты корпуса, возникшие в процессе литья: пустоты, поры, раковины, свищи, трещины в местах изменения радиуса корпуса Снять слой металла в месте протечки шлифовкой до обнаружения дефекта. При наличии трещин просверлить их концы для предотвращения распространения. Зачистить и заварить все дефектные места

Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Недостаточная затяжка шпилечного соединения Равномерно затянуть гайки в последовательности, исключающей перекос фланца крышки относительно корпуса
Износ прокладки Заменить прокладку
Повреждения на уплотнительных поверхностях крышки и фланца корпуса Произвести шлифовку поврежденных мест, наплавку нового уплотнительного слоя с последующей проточкой и шлифовкой

Перемещение запорного (регули­рующего) органа с задержками и при увеличенном моменте

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Изношены направляющие клиньев Выполнить демонтаж направляющих клиньев с последующей заменой или ремонтом
Повреждена трапецеидальная резьба в резьбовой втулке или шпинделе Выполнить демонтаж и заменить дефектную втулку и/или шпиндель
Скопление смолы или осадка на поверхности направляющих Разобрать корпус задвижки и произвести очистку

Полное отсутствие перемещения запорного (регу­ли­рующего) ор­гана

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Повреждение детали или группы деталей привода управления: ходовой гайки, шпинделя, шестерни и др. Разобрать корпус, провести осмотр деталей и заменить неисправные компоненты

Пропуск среды через сильфонный узел (сильфонная арматура)

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
В сильфоне присутствуют повреждения Разобрать вентиль или клапан и заменить сильфонную сборку

Изменение гид­рав­лической ха­рак­тери­стики регулирующе­го (дрос­сельного) клапана

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
В регулирующем органе наблюдается эрозионный износ Разобрать клапан, заменить шибер (плунжер). При износе седла, заменить его с последующей притиркой

Ложное срабатыва­ние главного предохранитель­ного клапана

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Проблемы с герметичностью в импульсном клапане 1. Проверить правильность расположения груза на рычаге.
2. Разобрать импульсный клапан и устранить дефекты уплотнительных поверхностей. При необходимости притереть дефекты корпуса.
3. Проверить работоспособность электромагнитного клапана. При необходимости заменить электромагнит, пружину, сердечник. Осмотреть ручной дублер.
Проблемы с герметичностью в главном предохранительном клапане 1. Осмотреть пружину на наличие дефектов и правильность расположения.
2. Притереть уплотнительные поверхности.

Главный предохра­нительный клапан не закрывается

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Оборвало шток Заменить шток. Разобрать клапан, осмотреть и проверить качество сопряжения всех деталей. Особое внимание уделить сборке сальниковых уплотнений поршней и штока, чтобы не сделать их слишком тугими.
Заклинило ходовую часть Разобрать клапан. Проверить сопряжение основных деталей ходовой части. При сборке особое внимание уделить правильной установке сальниковых уплотнений поршней и штока.

Пружинный пре­дохранительный клапан не закрывается

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Выход из строя пружины Выполнить разборку клапана и замену пружины

При переключении привода на ручное управление маховик вращается вхолостую

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Кулачковые муфты не сцепляются из-за поломки Провести осмотр узла ручного управления и устранить обнаруженные дефекты

Усилие на маховике возрастает настолько, что невозможно открыть или закрыть арматуру

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Заедание подвижных частей в электроприводе или арматуре Попробовать устранить проблему, вращая детали в обратную сторону. Если это не помогает, разобрать узел и произвести его повторную сборку

Во время хода стрелка указателя не вращается

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Нарушена передача между приводным валом и кулачковым валиком путевого выключателя Проверить передачу и устранить выявленные неисправности
Ослаб винт, фиксирующий диск со стрелкой Разобрать указатель и подтянуть фиксирующий винт стрелки

При нажатии на пусковые кнопки двигатель вращается вхолостую, а электропривод стоит

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Режим дистанционного управления не активирован Переключить электропривод на дистанционное управление
Изношена шпонка вала или червяка на электродвигателе Проверить состояние электропривода и заменить изношенные элементы
В результате ослабления стопорного винта сдвинулась муфта электродвигателя Демонтировать электродвигатель, вернуть муфту в правильное положение и закрепить её винтом.

При нажатии на пусковые кнопки электродвигатель не вращается

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ КАК УСТРАНИТЬ
Неисправности в силовой цепи Проверить силовую цепь на наличие дефектов и устранить их
Неисправен пускатель Починить или заменить пускатель
На щите управления отсутствует напряжение Провести диагностику системы питания и устранить неисправность

Возможные неисправности задвижек и способы их устранения

НЕИСПРАВНОСТЬ СПОСОБ РЕШЕНИЯ
Задвижка на горизонтальном трубопроводе в закрытом положении пропускает воду. Направить приливы для корректного функционирования задвижки в любом положении.
Задвижка в закрытом положении пропускает воду из-за недостаточного распирания клина. Удлинить хвост клина методом наплавки.
С корпуса задвижки или дисков спадают бронзовые кольца. Насадить горячие кольца на выточку и диски, закрепить старые кольца медными шпильками, подложить свинцовую проволоку или промасленную асбестовую набивку.
Из-за поломки стального хомута диски шиберов падают и не дают открыть или закрыть задвижку. Заменить стальной хомут на латунный или медный, закрепить диски на шпинделе болтиком.
Сломалась крышка сальника, и вода протекает из-под штока задвижки. Устранить утечку без разборки задвижки, закрепив поврежденную крышку сальника металлической накладкой.
Сальниковое уплотнение не обеспечивает герметичность, вода протекает через шток. Устранить утечку, предотвратив механическое повреждение сальниковой камеры задвижки или шпинделя.

Заключение

Даже выполненное по ГОСТам, заводское оборудование, имеет дефекты, которые неизбежно приводят к неисправностям отдельных узлов и всей магистрали. Чтобы исключить из своей сметы статьи расходов на внеплановые и преждевременные ремонты трубопроводов, используйте проверенные временем решения.

В компании ПромЭлемент вы найдете запорную арматуру, фланцы и другие необходимые детали по проходным ценам. Наш ОТК обеспечивает выход продукции без дефектов, что позволяет рассчитывать на годы бесперебойной и эффективной эксплуатации магистралей без поломок.

Закажите поставку продукции для вашей задачи

  • Отгрузка из наличия от 1 дня, производство под заказ — от 14 дней
  • Риски повреждения исключаются даже при транспортировке
  • Каждое изделие индивидуально прокладывается картоном и пузырчатой пленкой во избежание образования сколов и царапин
  • Работает наше производство деталей трубопроводов по Москве и всей РФ
Оставьте заявку, чтобы получить предложение и цены